ДТ – это продукт, получаемый путём переработки нефти при высоких температурах, он имеет маслянистую консистенцию, светло-жёлтый цвет и используется в дизельных двигателях. Химический состав топлива представляет собой смесь углеводородов, таких как парафиновые, нафтеновые и ароматические, также присутствует содержание серы и различных примесей. На качество продукта также влияют следующие факторы: место добычи нефти, состояние нефтеперерабатывающего оборудования, процесс хранения и доставки. Все возможные изменения в составе нефтепродуктов сертифицируются ГОСТами РФ. Основными характеристиками дизельного топлива являются: цетановое число, вязкость, температура вспышки, наличие воды и содержание серы.
Ключевой показатель дизельного топлива, определяющий его способность к самовоспламенению при сжатии в цилиндре двигателя, показывающий отрезок времени с момента впрыска горючего в цилиндр ДВС до начала его горения. Горючее высокого качества имеет цетановое число от 45–55, это оптимальное значение для обеспечения бесперебойной работы мотора, при полном сгорании топлива, высоком КПД и низком уровне шума. Показатель менее 45 будет означать невысокое качество продукта, использование которого будет вызывать детонацию и приведёт к износу ДВС. Превышение нормы отразится на увеличении расхода топлива и выброса токсичных газов. Значение цетанового числа регламентируется ГОСТом 32511–2013.
Вязкость определяется распылением горючего в топливной системе при различных температурах. Этот показатель определяет работу топлива при разных климатических режимах, его значение напрямую зависит от температуры окружающей среды. В зависимости от сезона и климатических норм дизель принято разделять на:
При выборе ДТ для автомобиля или оборудования необходимо учитывать эти свойства.
Температура вспышки — это значение, которое показывает при каких температурах происходит самовозгорание дизтоплива. По этому показателю оценивают пожаробезопасность горючего при его хранении и транспортировке.
В России содержание серы в дизельном топливе жёстко регламентируется ГОСТом 32511–2013, так как превышение норм приводит к загрязнению окружающей среды ядовитыми отходами, этот документ выделяет четыре класса экологичности:
Производители обязаны следить за соответствием своей продукции экологическим стандартам для минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду.
Для уменьшения органических соединений серы в дизельном топливе используют различные методы очистки: биодесульфуризации, гидродесульфуризации и другие.
Жидкость, попадающая в горючее, становится серьёзной проблемой для работоспособности двигателя. Она вызывает коррозию, образование налёта и загустение ДТ, что приведёт к снижению эффективности системы подачи дизтоплива, к засорению инжекторов, форсунок и т.д. Максимальное содержание воды в топливе не должно превышать 200 мг/кг. Одним из наиболее распространённых методов удаления жидкости является сепарирование с использованием фильтров, которые отделяют водные соединения. Некоторые присадки для дизельного топлива уже содержат компоненты, способные связывать влагу и удалять её из системы.
Дизельное топливо широко используется для заправки легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, морских судов, речных кораблей и сельскохозяйственной техники. В промышленности дизель используется для питания различных видов оборудования, генераторы, краны, насосы и другие агрегаты. Высокая энергетическая эффективность делает его неотъемлемой частью процессов производства.
Также работа локомотивов и поездов на дизельных двигателях позволяет перевозить пассажиров и грузы по железнодорожным маршрутам без перебоев.
И для того, чтобы ДТ обеспечивало корректную работу ДВС, необходимо, чтобы оно соответствовало всем действующим в России нормативам. Поэтому горючее настоятельно рекомендуется приобретать только у поставщиков с безупречной репутацией.